Метод расстановок Берта Хеллингера

Метод расстановок Берта Хеллингера

Сообщение Натальлья » 20 июн 2012, 05:38

Метод семейных расстановок создан Бертом Хеллингером на основании его уникальных открытий. Берт Хеллингер доказал, что все мы включены в некое духовное поле, (прежде всего это наша семейная система), которое оказывает существенное влияние на нашу жизнь и судьбу. Еще одним открытием Берта Хеллингера было осознание того, что внутри этого семейного поля действуют определенные законы, по которым живет и развивается любая семейная система. Это так называемые «Порядки любви». Их всего три.
Каждый человек мечтает о любви, каждая семья хочет жить в мире и гармонии. Что мешает и как этого достичь? Ответ приходит вместе с пониманием силы нашей включенности в истоки – ту семью, из которой мы родом. На глубоком бессознательном уровне мы связаны в единое целое с родителями, братьями и сестрами, дядями и тётями, бабушками и дедушками и всеми, кто жил раньше. Влияние этих связей можно увидеть благодаря методу системной психотерапии «Семейная расстановка».
Автор метода Берт Хеллингер родился в 1925 году в Германии. По образованию богослов и философ, он долгое время работал католическим священником в Южной Африке, там же начал изучать психотерапию. В «Семейной расстановке», как новом направлении системно-семейной психотерапии, аккумулированы опыт и техники гипнотерапии, поведенческой терапии, психодрамы, гештальттерапии, системной терапии, психоанализа.
Базовые положения «Семейной расстановки»
В основе «Семейной расстановки» лежит важное наблюдение – что любовь, как основа жизни, может существовать только в границах порядка семейной системы. Нарушение порядка ведет к уменьшению любви и, как следствие, к конфликтам, разводам, невозможности создать семью, родить ребенка, к болезням, несчастным случаям, ранней смерти.
«ПОРЯДОК, - это первоначальный принцип, на котором все построено. ПОРЯДОК сильнее ЛЮБВИ», - к такому выводу в результате многолетней практики пришел Б.Хеллингер.
Красивый образ этих понятий дает терапевт Марианна Франке-Грикш:
«ПОРЯДОК - это сосуд.
ЛЮБОВЬ - это вода.
Если разбить ПОРЯДОК, ЛЮБОВЬ утечёт».
Порядок является правильным, когда:
Молодая семья имеет приоритет перед родительскими семьями обоих супругов.
Отношения в паре строятся по принципу взаимообмена. Баланс между «давать» и «брать» - базовое условие для того, чтобы отношения сложились.
Родители обладают приоритетом перед детьми, а первый ребенок – перед вторым. Родители «большие», дети – «маленькие». Родители «дают» - в первую очередь, жизнь, дети - «принимают» жизнь, а, вырастая, передают ее дальше.
Каждый в системе имеет свое место по факту наличия жизни (т.е. к системе относятся и абортированные, и мертворожденные дети). Образ базового порядка семьи - это полукруг, где по часовой стрелке расположены отец, мать, дети по порядку рождения.
Каждый, кто относится к системе, имеет право на принадлежность. Никого нельзя исключать. Система восстанавливает свою целостность за счет новорожденных. Поэтому место, которое человек занимает в системе, может быть своим или чужим. И тогда он не свободен, а находится в переплетении с судьбой другого человека. Это переплетение происходит на глубочайшем уровне души, который человеком не осознается, и которому он слепо подчиняется.
Состав семейной системы:

• Ребенок, его родные и сводные братья и сестры, живые и умершие, мертворожденные, абортированные, иногда выкидыши . Это самый низкий уровень.

• Родители, их родные и сводные братья и сестры, умершие и мертворожденные, абортированные.

• Бабушки, дедушки, иногда кто-нибудь из их родных братьев и сестер, и редко - сводных.

• Прабабушки и прадедушки.

А также неродственники: предыдущие партнеры родителей и прародителей, отец или мать сводных братьев и сестер. Те, кто получил наследство в результате ранней смерти члена системы или был лишен наследства. Те, с кем обошлись несправедливо, получив при этом значительную прибыль, например, наемные работники. Жертвы насилия или убийств, которые были совершены членами семьи.
Особенно важны лица, у которых была тяжелая судьба, с которыми обошлись несправедливо, или же они были изгнаны, пропали без вести, отданы на воспитание в чужие руки, презираемы и забыты.
«Семейное поле»
Ребенок и его родители связаны на клеточном уровне. В свою очередь, родители связаны со своими родителями. Все, кто жил раньше, и мы, живущие ныне, представляем единое целое, которое Хеллингер называет «семейным полем» или «семейной душой».
Наиболее известны в области полей работы английского биолога Руперта Шелдрейка. Каждая структура Вселенной, будь то организм или система, живёт в морфическом поле, которое хранит всю важную информацию о системе. Каждая часть этой структуры, каждый член системы или же каждый индивид в организации, имеет часть знаний об общем и все важные подробности. Вследствие этого, считает Шелдрейк, «наша собственная память находится не в нашем мозге», а в поле памяти системы.
Морфическое поле обладает:
пространственной моделью или порядком;
временным аспектом (памятью);
способностью к гибридизации;
способностью к самоисцелению, восстановлению целостности и порядка.
Все эти 4 аспекта, по мнению Шелдрейка, относятся и к семейному полю, которое проявляет себя в процессе расстановки через движения и чувства заместителей.
Как это происходит?
Обычно, семейная расстановка проводится в группе, но возможна и индивидуальная терапия. Клиент выбирает для себя и для важных членов семьи заместителей из участников группы и расставляет их, исходя из движений тела или следуя своему образу. Терапевт опрашивает заместителей (иногда нет, доверяя только их движению) о телесных ощущениях, чувствах и восприятии.
А далее начинается процесс, в котором, как мудро отметила психотерапевт Урсула Франке, «тело служит резонатором и точным носителем информации о мире». Через движения тела и ощущения можно увидеть, куда течет любовь, или где течение любви оказалось блокировано, в каких переплетениях с судьбами нашего рода мы находимся.
Реальность бессознательного становится зримой, очевидной. Становятся видны не только причины конфликтов, болезней и несчастных случаев, но и проясняется возможность исцеления и улучшения сложных ситуаций. «Психотерапия в гармонии» - так называет это Б.Хеллингер.
Какие основные проблемы помогает решить расстановка?
Все те, что мешают человеку быть счастливым и радоваться жизни. Тяжелые отношения между родителями и детьми, запутанные отношения в паре, алкоголизм, наркомания, инцест, депрессия, тяжёлые болезни, самоубийства, бесплодие, приемные дети и т.д.
«С помощью «Семейной расстановки» Берт Хеллингер показывает, что на глубоком бессознательном уровне мы живем внутри некой Большой Души, охватывающей всех членов семьи. Мы чувствуем, как любим своих родителей, как служим своим семьям и часто неосознанно пытаемся в собственной жизни компенсировать вину или беды родителей, или родственников из предыдущих поколений. Поэтому люди живут порой не той жизнью, которую выбирают сами, и чувствуют себя чужими самим себе, а некоторые даже испытывают стремление к преждевременной смерти», - пишет Марианна Франке-Грикш в книге «Ты с нами».

Расстановка показывает реальность, дает толчок к изменению, но главный результат зависит от самого человека, от его готовности к духовному росту, мужества и смирения.
В данной статье приведу лишь несколько тем, наиболее часто встречающихся во время расстановок.
Невротик: без вины виноватый
На приеме у терапевта красивый мужчина могучего телосложения, но как только он начинает говорить, по тону голоса и построению фраз чувствуешь виноватого ребенка. В его истории все мужчины были плохими: отец издевался над матерью, один дед бросил беременную жену, другой сменил фамилию… Пытаясь исправить неосознаваемую чужую вину, этот человек прожил очень тяжелую жизнь и много страдал. Расстановка позволила увидеть корни проблемы.
Вина (как и другие чувства) бывает двух видов: личная и системная, т.е. перенятая. Это чувство может передаваться ребенку через многие поколения и, как чужое чувство, оно не поддается анализу и контролю. Перед чужими чувствами мы бессильны. Чем больше вины чувствует человек, тем более суровым кажется наказание.
Когда мы смотрим на своих родителей и тех, кто жил раньше, перед ними мы - дети, мы маленькие, а они большие; мы, как дети, невинны и не можем нести ответственности за чужие поступки. Но как часто нас при этом сгибает вина! На мой взгляд, перенятая вина является одной из базовых причин, превращающих людей в невротиков. Человек (бессознательно) чувствует не личную вину по конкретному поводу, а некую огромную необъяснимую вину.
Гипервина у матери может привести к тому, что ее ребенок принимает на себя миссию искупления. В расстановках часто сталкиваешься с тем, что неизлечимые детские болезни, такие как микроцефалия или ДЦП, связаны с родителями и системной виной. К сожалению, компенсация путем искупления вины ничего не решает, она лишь усиливает и продлевает страдание. Проблема начинает разрешаться только, если удается вернуть вину туда, где находится ее место в системе.

На расстановках терапевты проводят ритуал «возвращения вины». Пример из личной практики. Женщина обратилась по поводу немотивированной агрессии у старшего сына. Мальчику 12 лет, он кидается на мать с кулаками, обзывает ее, ломает мебель и т.д. В работе с ней, помимо других системных переплетений, мы столкнулись с огромной виной, которая превращала ее в жертву. Осознав, кто был действительно виноват в ее семье, клиентка освободилась, обрела силу и смогла занять в системе подобающее ей место. А ребенок успокоился.
«Лучше я, чем ты»

Часто причиной смертельной болезни является внутреннее решение, принятое в отношении любимого человека, которое можно выразить так: «Лучше умру я, чем ты!», «Я сделаю это вместо тебя».

На одном из курсов Хеллингера, участница, больная множественным склерозом, увидела себя на коленях перед постелью парализованной матери. Она говорила ей: «Дорогая мамочка, лучше я, чем ты». Молодая женщина после этого почувствовала, что освободилась от тревоги и обрела гармонию с собой и собственной судьбой.
«Я последую за тобой»
Эту историю я услышала от знаменитого немецкого психотерапевта Гунтхарда Вебера: «На семинар пришла семейная пара, имеющая, кроме собственных, приемного ребенка. «Девочка знает, что она приемная?» - спросил Берт Хеллингер. - «Да». - «А что с ее родной матерью?» - «Она прочитала о нашей семье в газете, и, выйдя из роддома, принесла к нам ребенка и оставила его на пороге нашей квартиры. А потом покончила с собой, спрыгнув с моста». – «А вы рассказали девочке об этом?» – «Нет, что Вы, это слишком трагично, мы не можем»… - «Она и так все знает!», - сказал Хеллингер.

И тогда женщина, побледнев, рассказала о происшествии, случившемся пару недель назад. Семья отправилась в горы на пикник. И пока шли приготовления, приемная мать упустила девочку из виду, а когда кинулась искать, то обнаружила ее стоящей на краю пропасти. Девочка стояла, закрыв глаза и раскинув руки. Заметив приемную маму, она мечтательно произнесла: «Как бы хорошо прыгнуть вниз и полететь»…
Отказ принять (уважать) собственных родителей
«Кто смог принять своих родителей, таких, какие они есть», говорит Хеллингер, «тот в ладу с собой, ощущает себя целым и обладает полнотой силы обоих родителей».

Не принимая и не уважая родителей, человек не может уважать жизнь, которую он от них получил. Это значит, в жизни мало или нет смысла, она растрачивается впустую. Только смиренное принятие и благодарность родителям за жизнь освобождает и исцеляет.
Замещение детьми предыдущих партнеров родителей
Пример из личной практики. Старший брат ненавидит младшего и злится на отца. Отец любит младшего сына, а к старшему чувствует агрессию. Мать замечает в семье только старшего сына…

До замужества мать очень любила одного человека, но так сложилось, что не вышла за него замуж: «В сыне я видела ЕГО». Ребенок идентифицирован с прежним партнером матери. Занимая чужое место, он становится для отца и брата «чужим». А для сыновей отец - главный источник мужской энергии. «Мамин сын» в лучшем случае останется холостяком.

Результаты расстановок
Из письма участницы группы по семейным расстановкам: «расстановки показывают человеку его защиты, иллюзии, самообман и многие другие причины его проблем; дают возможность увидеть себя другими глазам, увидеть то, что есть в действительности.

Путем личного восприятия понять, пережить и принять открывшуюся реальность.

Понять, что измениться можно только после бесповоротного принятия сердцем сложившихся обстоятельств его жизни и решения следовать правильному течению любви в базовом порядке семьи».

Что можно считать хорошим результатом расстановок?

В первую очередь, это обретение внутренней позиции смирения и осознания своей «роковой» включенности в систему. Принятие родителей (и жизни), а также всего, что было, с благодарностью и уважением. Понимание своего места в системе и отказ от искупления вины. Позитивные действия вместо страданий. Осознанная любовь и гармония с тем, что больше нас. Это «прекрасные плоды, которые сами созревают» со временем в душе, когда человеку удается навести внутри себя порядок.
Заключение
В нашей стране, как и во всем мире, популярность системно-феноменологического подхода Берта Хеллингера непрерывно растет. Хеллингер считает, что «помощь – это искусство», и будучи великим мастером, часто рассказывает истории.
Эта история о том, как быть полезным в помощи: Однажды старого учителя спросили: «Когда ты помогаешь другим, как же ты это делаешь? К тебе нередко приходят люди и спрашивают у тебя совета в таких вещах, о которых ты сам знаешь совсем немного. И все же после этого им становится лучше». В ответ учитель сказал: «Если человек остановился на пути и дальше двигаться не хочет, дело не в знании. Просто он ищет уверенности там, где требуется мужество, и свободы там, где правильное ему уже не оставляет выбора. Так он и ходит по кругу. Учитель же не поддается иллюзиям и отговоркам. Он ищет середину и там, собравшись, ждет — как тот, кто расправил паруса навстречу ветру, — пока его не достигнет слово, в котором есть сила». И если тогда придет к нему другой, учителя он обнаружит там, куда ему самому нужно, — это ответ для них обоих. Здесь оба слушатели».
И добавил: «В середине легко».

Я сама участвовала уже в нескольких расстановках в Центре Надежды Лоскутовой, о результатах пока сказать не могу, пока только участвовала в чужих расстановках...
Множество известных ученых, таких, например, как П.Вейс и А.Гурвич, Р. Шелдрейк, Д.Фрейзер и многие другие последнее время сходятся во мнении, что вокруг человека существует некое информационное поле, в котором есть информация обо всем, что происходит с человеком в течение его жизни от самого ее начала и до конца. Многочисленные научные эксперименты на этот счет показывают, что каждая клетка организма обладает так называемым индивидуальным морфогенетическим полем, которое несет в себе информацию обо всем организме, а также программы его развития.
Именно на основании этих теорий было выдвинуто предположение, что человек, рождаясь, несет в себе опыт всех предыдущих поколений. Именно с наличием этого поля и ДНК как его части связывают возникновение наследственных болезней. Однако будучи лояльным к тем или иным психологическим установкам семьи, которые в том числе содержит морфогенетическое поле, человек точно также «по наследству» бессознательно перенимает и мировоззрение, образ мышления, качества характера и, что самое важное, качество жизни своих предков. Это может стать как мощным ресурсом поддержки (отличное здоровье, радость жизни, счастливый брак, умение заработать деньги и тд.), так и быть абсолютно разрушительным для человека, создавая ряд повторяющихся неприятных ситуаций и проблем (тяжелые заболевания, склонность к суициду, невозможность создать семью, транжирство и тд).
Название программы САМ расшифровывается как «системный анализ и моделирование». Занятия проходят в группе от 5 до 15 человек. В процессе ведущий в форме психодрамы помогает клиенту разобраться в своем пуле психологических установок, влияющих на ту проблему, с которой он пришел.
Работа делится на четыре этапа:
- Формулировка запроса
- Выбор персонажей проблемы из участников группы
- Анализ проблемы
- Моделирование вариаций решения
Участие в программе САМ часто заменяет годовые походы к психологам и психотерапевтам. В режиме реального времени клиенты могут самостоятельно увидеть, что движет теми или иными ситуациями их жизни и смоделировать собственный сценарий развития.
С какими проблемами имеет смысл пройти программу САМ:
1. Неудачи в личной жизни
2. Трудности в отношениях с противоположным полом
3. Невозможность создать семью
4. Конфликты в семье
5. Разводы
6. Расстройства в сексуальной сфере
7. Бесплодие
8. Хронические и наследственные болезни
9. Трудный ребенок
10. Депрессии, страхи, немотивированная агрессия
11. Невозможность найти своё место в жизни
12. Неуверенность в себе
13. Отсутствие интереса к жизни
14. Повторяющиеся неудачи в работе, бизнесе и других видах деятельности и тд
Занятия по программе САМ проходят в Центре каждый понедельник с 19:00 до 23:00. Рекомендуется для начала придти и посмотреть сам процесс проведения и только потом анализировать свою проблему.
Для чего это нужно? В первую очередь, для того, чтобы Вы сами поняли, как это выглядит. В конечном итоге может оказаться и так, что метод лично Вам не подходит. Кроме этого, побыв персонажем проблемы другого человека, Вы понимаете, что именно чувствуют участники Вашей работы. Кредит доверия к происходящему, от которого в том числе зависит эффективность работы, будет выше.
Участие в этом качестве бесплатное.
Поделиться: 
Натальлья
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4852
Зарегистрирован: 16 июн 2012, 23:53
Откуда: Москва,
Проживание: Москва
Пройдено ступеней: 10
Дата прохождения 1 ступени: 0- 0-2011
имя и дата рождения особого ребенка: -
ссылки на веб-страницы ВКонтакте и Facebook или Одноклассниках: ---------------------------------------------------------

Re: Метод расстановок Берта Хеллингера

Сообщение Натальлья » 02 сен 2012, 01:14

phpBB [video]

phpBB [video]

Системные (семейные) расстановки - метод помогающей практики, введенный в широкое обращение немецким философом, богословом, психотерапевтом, духовным учителем Бертом Хеллингером (р. 1925). Метод был открыт (введен в обращение) примерно в начале 80-х годов.

Этот метод также называют «расстановки по Хеллингеру», «семейные расстановки», «системные семейные расстановки», «системно-феноменологический подход»

Семейные системы, Порядки любви и классические семейные расстановки

Классические семейные расстановки представляют собой работу терапевта по запросу клиента, которая производится в группе.

Основой классических семейных расстановок является представление о том, что запрос (проблема) клиента связана с нарушением так называемых Порядков в его семейной системе. Эти нарушения могут быть выявлены через работу участников группы и восстановлены через интервенции терапевта.

Семейные системы
В классическом представлении к семейной системе человека относятся люди, связанные с ним "отношениями жизни и смерти" - отношениями кровного родства или очень сильными отношениями, которые, возможно, повлияли на сохранение/лишение жизни членов семьи, её смысл. К семейной системе относятся как ныне живущие люди, так и умершие/нерожденные. К семейной системе люди относятся независимо от того, имеются ли у клиента сведения о них или даже о самом факте их существования когда-либо.

В общем случае к семейной системе клиента относятся:

- биологические родители клиента (независимо от того, живы они или умерли, знал их клиент или не знал, был ли он зачат естественным путём или с использованием современных технологий оплодотворения);

- братья и сестры клиента: родные и неполнородные; живые, умершие, нерожденные (аборт, выкидыш); известные клиенту или нет;

- сексуальные партнеры, возлюбленные, супруги: независимо от того, зарегистрированы ли отношения, признаны ли они, насколько они длительны и длятся ли они на настоящий момент. Зачатие ребёнка соединяет его родителей в семейную систему независимо от характера отношений (в т.ч. краткосрочная связь или насилие, в т.ч. если ребёнок не был рожден);

- дети клиента: живые, умершие, нерожденные, усыновленные или отданные на усыновление, известные клиенту или нет;

- другие кровные родственники: дяди и тети, бабушки и дедушки, братья и сестры бабушек и дедушек, прабабушки и прадедушки и далее;

- люди, которые связаны с клиентом или другими членами его системы "отношениями жизни и смерти", например: тот, кто спас во время войны или в других угрожающих жизни обстоятельствах; тот, кто лишил жизни (например, виновник ДТП, убийца); тот, кто отдавал много заботы и участия (няня, учитель); тот, кто обеспечил жизнь (благотворитель); тот, кто лишил имущества (например, во времена раскулачивания) и др.

Эти правила отнесения к семейной системе не являются жёсткими и однозначными, они были выявлены Бертом Хеллингером и другими расстановщиками в процессе исследования того, как в расстановке проявляется запрос клиента через его взаимосвязь с другими людьми.

Порядки любви
В процессе исследования Бертом Хеллингером были сформулированы действующие в семейных системах законы - Порядки (часто называются также "Порядки любви" по названию первой книги Берта Хеллингера, где они были описаны).

Законов / Порядков любви три:

1. Закон принадлежности. Каждый член семейной системы имеет право на принадлежность к ней. Нарушение этого Порядка, т.е. исключение кого-либо из семейной системы приводит к тому, что другой член системы занимает его место, вынужденный повторять в некоторых деталях его судьбу и/или испытывая неясные ощущения "я не на своем месте". Под исключением понимается нежелание членов системы признавать полную принадлежность к ней других участников, например: "твой отец тебя знать не хочет, мы найдем тебе нового папу", "твой дедушка был летчик и погиб на задании" (дедушка сидел в тюрьме и там погиб), "был курортный роман, я даже не помню сейчас, как ее звали, она сказала что беременна и я дал денег на аборт".

2. Закон иерархии. Новая семейная система имеет приоритет перед старой. Например, вступление в брак создает новую семейную систему для ребёнка и эта система имеет приоритет перед его родительской системой. Нарушение этого Порядка (когда ребёнок остаётся в более сильной связи с родителями, чем с супругом и своими детьми) приводит к ослаблению и возможному распаду новой системы.

3. Закон баланса между брать и давать. Если один член системы что-то даёт другому члену системы (либо что-то отнимает), это должно быть адекватно уравновешено. Дисбаланс приводит к ослаблению или распаду взаимосвязей в этой части системы. Берт Хеллингер говорит о "положительном уравновешивании", когда в ответ на пользу другой человек делает тоже пользу "и еще чуть-чуть", и взаимоотношения укрепляются и расширяются. В "отрицательном уравновешивании" в ответ на ущерб "виновником" принимаются последствия этого ущерба "но чуть меньше", и тогда для отношений сохраняется возможность восстановления через исчерпание последствий ущебра.

Действие Порядков любви также не является жёстким и однозначным. Семейная система не анализируется на выполнение/невыполнение в ней этих порядков и логический поиск исключенных. Семейная система исследуется феноменологически, т.е. через расстановку и наблюдение того, что в ней проявляется.

Как происходит классическая расстановка
В процессе классической расстановки, после короткого описания запроса клиента, из группы выбираются участники в качестве заместителей членов семейной системы клиента. Выбор делает клиент или терапевт, состав членов системы для начальной расстановки выбирается терапевтом исходя из его опыта и представлений о том, кто именно мог бы быть связан с запросом клиента. В процессе расстановки состав участников может корректироваться.

Заместители располагаются в пространстве (расставляются) клиентом или терапевтом по интуитивному ощущению того, как могли бы быть выражены в пространстве взаимоотношения членов системы. В процессе начальной расстановки клиенту предлагается как можно меньше ориентироваться на то, что он думает о взаимоотношениях, но больше на то, как он интуитивно ощущает расположение фигур. Фигуры расставляются медленно и оставляются просто стоять в пространстве, без "театрального" выражения мимикой или позой их отношений.

Основой расстановочной техники является возникающее в этот момент заместительское восприятие - заместитель члена системы начинает чувствовать то, что чувствует/чувствовал его прототип. Это могут быть как физические ощущения (боль в сердце, если у замещаемого участником дедушки клиента был инфаркт), так и эмоции (гнев, радость), а также образы и картины (рождение, убийство). Практически каждый человек может быть заместителем и воспринимать информацию о замещаемом человеке, но одни люди более чувствительны, другие менее, и опыт заместительской практики развивает заместительское восприятие.

Заместительское восприятие возникает в том числе и при полном отсутствии информации о замещаемом члене системы, как у самого заместителя, так и у клиента. Это позволяет говорить о поле - внешнем источнике информации о системах.

Заместительское восприятие и понятие поля на настоящий момент мало объяснены традиционной психотерапией и признанной наукой и часто вызывают критику и непонимание. Тем не менее, в расстановках уже накоплен обширный опыт подтверждений приходящей из поля информации.

После начальной расстановки фигур расстановщик опрашивает заместителей об их чувствах и ощущениях, что позволяет ему составить представление о том, какие именно динамики (взаимоотношения, их история и их потенциальное развитие) присутствуют сейчас в системе клиента и как они могли бы быть связаны с запросом клиента. В зависимости от стиля ведения расстановки терапевт позволяет заместителям самим двигаться и вступать во взаимодействия, либо переставляет их сам и опрашивает.

Названные выше Порядки имеют своё пространственное выражение: например, маленькие дети стоят или сидят перед обоими родителями, стоящими рядом; супруги стоят рядом, братья и сестры стоят по старшинству справа налево (старший справа от остальных). Невозможность заместителей находиться в пространственном расположении Порядка означает, что какие-либо отношения в системе не урегулированы или не признаны, чувства не проявлены, возможно присутствует исключенный человек.

Расстановка продолжается через изменение в пространстве положений фигур, опроса заместителей об их чувствах, поиска контакта с исключенными фигурами и проявление происходящего через т.н. "разрешающие фразы". Разрешающие фразы и вся работа в целом направлены на "признание того, что есть" (Берт Хеллингер). Например, "папа, ты единственный отец для меня" (сын - отцу, с которым мать не разрешала видеться).

В процессе работы в той или иной степени удается восстановить Порядки, найти исключенных и прояснить отношения с ними. Это воспринимается заместителями через ощущения "своего места", ясности и гармонии. Заявленный запрос теряет актуальность либо проявляется смысл проблемной ситуации и понимание пути её разрешения. Прийти к удачному разрешению удается не во всех случаях, но как правило даже частичное движение к решению даёт клиенту импульс к новому пониманию ситуации. Действие расстановки приводит к изменениям взаимоотношений в семье клиента, в том числе в тех случаях, когда клиент не находится в прямом контакте с членами своей семьи. Нередки случаи внезапного нахождения документов, новой информации о предках, установления контакта с родственниками, с которыми давно потеряна связь.

В настоящее время теория и практика классических расстановок сохраняет свою актуальность, изучается и практикуется специалистами. При этом возникает все больше новых направлений терапевтической работы и духовной практики, основанных на заместительском восприятии и проявлении поля, и некоторые из них уже далеко отстоят от классических расстановок.

Расстановки по Берту Хеллингеру и духовные расстановки

К настоящему времени (2010 год) в развитии расстановок непосредственно Бертом Хеллингером можно выделить 5 этапов, на каждом из которых появлялся принципиально новый подход к ведению расстановок.

1 этап (примерно до 1998 года) - классические порядковые расстановки. Заместители представляли участников семейной системы клиента, они располагались в пространстве статически, затем опрашивались и перемещались терапевтом до достижения "хорошего решения" - наиболее гармоничного состояния для большинства заместителей.

2 этап (примерно до 2001 года) - "движения души". Берт Хеллингер заметил, что если некоторым заместителям предоставить возможность самим передвигаться в пространстве расстановки, то они сами находят наиболее гармоничное положение, приводящее к "хорошему решению". Хеллингер трактовал это как движение души представляемого заместителем человека, которая чувствует направление гармоничного движения.

3 этап (с 2001 года) - "движения Духа". В одной из расстановок Берт Хеллингер позволил свободно двигаться всем заместителям, и общее движение заместителей показало развитие клиентской ситуации на уровне нескольких систем - семейной и бОльших (системы стран и национальных конфликтов). Некоторое время Берт Хеллингер называл общий источник системного движения, проявленного в расстановках Большой Душой. Позднее появился термин Spirit Mind (автор термина - Suzi Tucker), который не принято переводить на иностранные языки, и который обозначает источник движения "всего как оно есть", безотносительно к "морали" или "справедливости", "добру и злу" и иным оценочным понятиям. С этого момента можно считать, что появились духовные расстановки. Это расстановки, признающие дух как движущую силу развития, и рассматривающие терапевта и группу лишь как пространство и инструмент для проявления духа. Духовные расстановки находятся в определённом противоречии с терапевтическими расстановками, в которых значительная роль отводится интервенциям терапевта, ставящим своей целью найти хорошее решение для клиента, решить его проблему. В духовных расстановках не используются такие понятия как "проблема" и "решение" - рассматривается клиентская ситуация и с помощью расстановки открывается пространство для её развития через свободное движение.

Новая "философия" расстановок отражается и на методологии: как правило, Хеллингер не спрашивает у клиента подробный запрос, а иногда и вовсе не спрашивает, какова должна быть тема работы. Работа идет в наиболее энергетически насыщенную на данный момент тему, которая ощущается ведущим в процессе особой сонастройки с клиентом. Хеллингер описывает это особое состояние расстановщика как "пустую середину", куда может извне прийти понимание правильного на данный момент действия. В начале развития духовных расстановок Хеллингер ставил всего одну или две ключевые фигуры и из их сильного концентрированного взаимодействия развивалось движение наиболее насыщенной клиентской темы. В дальнейшем количество фигур увеличивалось, и со временем они уже не всегда представляли конкретных членов семьи - фигуры добавлялись из ощущений энергетической целостности расстановочного поля, и часто они не назывались. В процессе работы клиент мог узнавать в этих фигурах конкретных людей или чувствовать их как знакомые, известные в его опыте понятия/явления.

4 этап (с апреля 2008 года) - многоуровневые расстановки (первая многоуровневая расстановка была сделана Бертом Хеллингером на Втором международном расстановочном лагере в г. Пихль, Австрия). В многоуровневых расстановках большая группа заместителей (10-20 и более человек) вводятся в поле расстановки без назначения ролей и отдаются свободному движению. Они не расставляются клиентом или ведущим в начальную позицию (могут быть выстроены в прямую или полукруг в зависимости от свободного места в зале), ведущий не применяет разрешающих интервенций. В таких расстановках заместители представляют собой несколько ролей одновременно, а также эти роли могут меняться последовательно, перетекая из одной в другую спонтанно. Некоторые роли могут оставаться "одноуровневыми" и узнаются клиентом как конкретные фигуры. В многоуровневой расстановке одновременно развиваются несколько системных динамик нескольких систем. Часто многоуровневая расстановка выходит на большие системы (страны, духовные движения, национальные конфликты), представляя их участников из нескольких конфликтующих сторон. Многоуровневые расстановки представляют собой не методологическое нововведение (расстановка большого количества заместителей без назначения ролей), а принципиальное изменение уровня рассмотрения темы - в нескольких системах одновременно. При недостаточной готовности ведущего, клиента, группы не происходит многоуровневой расстановки несмотря на методологически "правильное" начало.

5 этап (с ноября 2009 года) - т.н. "мертвые" расстановки (первая "мертвая" расстановка была сделана Бертом Хеллингером на Четвёртом международном расстановочном лагере в г. Пихль, Австрия). Если в предыдущих видах расстановок мертвые члены системы участвовали "как живые", т.е. находились во взаимодействии с живыми, к ним можно было обратиться и достичь разрешения в этом взаимодействии, то в "мертвых" расстановках мертвые люди остаются закрытыми от эмоционально насыщенного взаимодействия. Хеллингер говорит о достижении такого свойства уважения к мертвым, которое позволяет оставить их, не находиться с ними в "сцепке" и открыть тем самым для себя свободу в дальнейшей жизни. Это принципиальным образом меняет предыдущую расстановочную "философию", основанную на том, чтобы взаимодействовать с мертвыми, получив в этом взаимодействии "разрешение" проблемной ситуации. Методически "мертвые" расстановки также представляют собою введение в расстановочное поле нескольких заместителей без называния ролей - "это все мертвые, которые с тобой связаны". Иногда Берт Хеллингер использует предмет для обозначения линии между миром живых и миром мертвых. В "мертвых" расстановках очень "густая" энергия, мало движения и не происходит спонтанных "разрешений". Хеллингер работает в этих расстановках через опыт клиента от пребывания в "мертвом царстве", где распадаются эмоционально насыщенные контакты с мертвыми. Затем Хеллингер выводит клиента за пределы этого царства, и клиенту может быть открыт опыт продолжения жизни с памятью о мертвых, но без "сцепления".

Исследователи работы Берта Хеллингера трактуют развитие расстановок в основном не как развитие методологии, а как развитие уровня и свойства принятия клиентской системной ситуации. Если на начальных этапах принятие достигалось через исправление (выстраивание правильных порядков), то на позднейших этапах принятие рождается из перехода на уровни нескольких и бОльших (более высоких) систем. Для бОльших систем (в "пределе" - все человечество в единстве с божественным) теряет значение биполярность взаимодействий отдельных индивидов и их разделённость через мораль и оценочность. Испытанный в расстановке опыт неразделённости в большем клиент может "унести" в свою дальнейшую жизнь, в которой тоже может снижаться напряженность и разделение, на место которых приходит контакт и соединение.

Каждая конкретная расстановка не обязательно относится строго к одному из типов. Одна расстановка может развиваться в несколько этапов или одновременно включать в себя участки нескольких типов. Берт Хеллингер в настоящее время (2010) делает расстановки всех 5 разновидностей, в зависимости от клиентской ситуации и места работы.

Многоуровневые и мертвые расстановки Берт Хеллингер пока не делал в России.

Многообразие расстановочных технологий и областей применения

По мере развития системных расстановок они стали отходить от классических семейных расстановок как в технологических аспектах (как описывать и расставлять клиентские истории, как разрешать переплетение), так и, главное, в своей философии (понимании того, как связана клиентская история с прошлыми событиями, что означает эта связь и как к ней следует относиться).

Технологически возникли следующие направления в расстановках:

1) По способу описания клиентской ситуации.

Кроме описания ситуации через взаимодействие членов семьи, в современных системных расстановках используются следующие системные описания клиентских историй:

через взаимодействие других людей, не членов семьи. Строго говоря, эти люди появлялись и в классических семейных расстановках («и другие люди, связанные с членами семьи отношениями масштаба жизни и смерти»), но в данном случае речь идет, например, о людях, с которыми мы взаимодействуем по работе (начальник, коллега), в важных бытовых делах (строители дома, соседи), в социуме (мэр города, сотрудники социальных служб и др.)
Таким образом, заместительское восприятие дает доступ к информации о взаимодействиях не только членов семьи,но обо всех значимых сейчас взаимодействиях.

Возможность рассмотрения ситуаций, связанных с профессиональными отношениями, привела к образованию целого направления в расстановках: организационные расстановки (орграсстановки). Орграсстановки или бизнес-расстановки рассматривают ситуации, связанные с вопросами бизнеса, профессии, финансов, реализации.

через агрегированные фигуры. Такие как Сотрудники (единой фигурой), Немцы (фашисты), Русские, Москвичи. Оказалось доступным заместительское восприятие больших сообществ и их общих движений.
через материальные объекты. Такие фигуры, как Дом, Квартира, Земля, Прибыль, Деньги также могут быть выставлены в расстановках.
через абстрактные фигуры. В расстановку могут быть введены такие фигуры, как Страх, Боль, Гнев (состояния и чувства человека), орган тела, его болезнь или симптом (Печень, Цирроз, Головокружение), субличности или внутренние части (я-маленький и я-взрослый, я-который-боюсь и я-который-преодолеваю-страх), экзистенциальные фигуры (Судьба, Предназначение, Женственность).
Возможность работы с симптомами телесных состояний и болезней привела к возникновению такого направления в расстановках, как т.н. симптомные расстановки.

Использование целостных структур, построенных из абстрактных элементов, исследуется в структурных расстановках. Заимствование структур из других методов и подходов открывает пути к сотрудничеству с другими направлениями. Например, такая структура, как Я-ребенок, Я-взрослый и Я-родитель взята из транзактного анализа и может быть исследована через расстановку ее составляющих.

Активно развиваются расстановки с картами Таро, астрологические расстановки и другие расстановки, использующие древние и эзотерические системы.

через свободные элементы. В расстановку могут вводиться не названные фигуры, т.н. свободные элементы. Они воспринимают роль «из пространства», непосредственно открываясь приходящему из поля.
При этом следует различать действительно свободные элементы (не имеющие никакого наименования) и элементы, не названные вслух. Все вышеперечисленные элементы могут быть введены в расстановку без называния вслух, через внутренний настрой или безмолвную формулировку расстановщика.

Иногда такой свободный заместитель транслирует несколько ролей одновременно. Такое заместительствование называется многоуровневым.

2) По способу репрезентации (заместительствования) элементов расстановки

Если в классической расстановке заместительствовали всегда люди (участники группы), то в дальнейшем появились еще другие технологии заместительствования:

предметами большими и малыми, фигурками, любым подручным инвентарем, а также разметкой пространства (т.н. напольными якорями, обозначающими место той или иной фигуры, линиями, веревками и т.п.)
В качестве отдельного направления в расстановках выделились расстановки с фигурками и предметами.

в воображении (расстановщика и клиента одновременно или асинхронно). Расстановка может быть сделана без физической репрезентации элементов системы вообще.
Расстановки в воображении – отдельное направление в методе системных расстановок.

3) По способу предъявления расстановки клиенту.

В классических расстановках клиент присутствовал непосредственно на группе. В дальнейшем в расстановках стали использоваться и другие способы участия клиента в своей расстановке:

с использованием средств телекоммуникации: система обмена сообщениями (чат), электронная почта, видео, телефон, фото. Используются такие системы связи, как ICQ, Skype и др. Клиент может участвовать в расстановке как онлайн (быть на связи непосредственно в момент расстановки), так и оффлайн (получить отчет или запись о расстановке после ее проведения).
без средств связи, т.е. в воображении (в бессознательном). На практике было выявлено, что расстановка, сделанная в отсутствие клиента, о которой он даже не получил отчета или информации, действует аналогично классической расстановке.
Следует отметить, что все эти технологии расстановок не являются взаимоисключающими. Симптомная расстановка может быть структурной и семейной одновременно, сделанная в группе и с использованием фигурок в одной работе. Сочетание технологий определяется творческим потенциалом и квалификацией расстановщика, которые он применяет адекватно клиентской ситуации и условиям работы.

Принятое в России разделение расстановок на «семейные, организационные, структурные, симптомные, духовные» является некорректным, т.к. описывает в одном ряду различные технологии расстановок, которые не исключают друг друга. Духовные расстановки являются отдельным философским направлением в расстановках, в котором также могут использоваться самые разные технологии.

Многие из вышеперечисленных расстановочных технологий, в строгом смысле слова, не являются «расстановками по Хеллингеру». Например, Берт Хеллингер не практикует расстановки с фигурками и предметами, дистанционные расстановки. В настоящее время (2011 год) Хеллингер работает в больших группах, придерживаясь философии духовных расстановок и технологии свободного (многоуровневого) заместительствования, а также классических семейных расстановок. Также Хеллингер активно работает в технологии расстановок в воображении, которые он называет медитации.

Предшественники расстановок в психотерапии и духовной практике

Предшественники в психотерапии
Метод семейной системной расстановки Берта Хеллингера вырос на базе нескольких направлений психологического консультирования. Это скрипт-анализ Эрика Берна, первичная терапия Артура Янова, семейная психотерапия и ряд других.

Впервые Хеллингер сделал предположение о том, что большинство психических и психосоматических расстройств связаны с системно-семейной динамикой, когда занимался скрипт-анализом. Во время одной из консультаций с клиентом, которого с самого детства волновала трагедия «Отелло», Хеллингер понял, что именно такие чувства не могут возникнуть у маленького ребёнка. Когда клиент рассказал, что его дядя из ревности убил любовника своей жены, то Хеллингеру стало ясно, что следует проводить различие между скриптами, которые связаны с собственными переживаниями, и скриптами, которые связаны с перенятыми чувствами. Такую же динамику он проследил, работая в рамках первичной терапии. Одна из его клиенток очень плохо относилась к собственному мужу, не имея на то личных причин.

Рассмотрим более подробно основные положения скрипт-анализа Берна и первичной терапии Янова. Что касается теории Берна, то здесь мы можем выделить транзактный анализ – анализ взаимодействий между людьми, структурный анализ – анализ эго-состояний, анализ игр и скрипт-анализ – анализ жизненных сценариев. Что касается сценарного анализа, то Берн говорил, что все люди живут в соответствии со своим жизненным сценарием. Под этим он понимал некий предсознательный план жизни, который формируется в детстве и продолжает оказывать влияние на нашу взрослую жизнь. Скрипт формируется на базе родительского программирования и наших ответных реакций на родительские программы. Также на формирование скрипта влияет некая литературная история – сказка и т.п. Механизм передачи скриптов от родителей к детям позже был описан учеником Берна – Стайнером, который разработал концепцию сценарных матриц.

Первичная терапия Артура Янова появилась в 60-х годах XX века. Основные положения этого подхода заключаются в следующем: базовой потребностью ребёнка является потребность в принятии и уважении. Но в нашей культуре вместо любви, человек зачастую получает обиды и оскорбления. Выражение злости по отношению к родителям запрещено. В результате, она подавляется, что ведет к усилению травматичности нашего опыта. К 5-7 годам эта боль становится нестерпимой, и ребёнок принимает решение «исказить себя так, чтобы родители могли полюбить его». Этот процесс называется «замораживанием боли». Подавленная боль выражается в виде телесных симптомов – заикание, поверхностное дыхание, напряжение мышц и т.п. Первичная боль снимается механизмами психологической защиты. В частности, нам помогает в этом такое образование, как характер. Таким образом, человек живёт не в реальном, а символичном мире. Боль из прошлого воздействует на наше настоящее. Чтобы изменить это, нужно разрядить эту первичную травму. Для этого её нужно прожить заново. Происходит катарсическая разрядка, осознание и включение этого опыта в личность человека. Теоретические посылки первичной терапии были подтверждены исследованиями, которые проводились в Копенгагенском и Калифорнийском университетах. (Бурлачук, Кочарян, Жидко Психотерапия. Учебник для вузов.)

Благодаря первичной терапии, Хеллингер понял, что все сильные чувства клиента маскируют другие чувства, а именно – первоначальную любовь к матери и отцу. При расставании или обиде эта детская любовь превращается в боль. И она может быть такой сильной, что человек никогда не захочет испытывать её снова. Эта боль – другая сторона любви. Этот тезис подтверждают научные работы Джона Боулби и Мэри Эйнсворт. Боулби, например, заметил, что при длительном расставании ребёнка с матерью, это плохо отражается на психическом состоянии дитя. При этом малыш проходит четыре стадии: оцепенение; тоску и поиск матери; дезорганизацию и отчаяние; реорганизацию. Впоследствии эта разлука может привести к сложностям при формировании привязанности уже во взрослой жизни. Также близко к этим открытиям стоит подход Ирены Прекоп – удерживающая терапия. Он применяется для работы с «прерванным движением любви».

Следующее направление, которое повлияло на метод семейных расстановок – это семейная психотерапия. Этот метод помог Хеллингеру осознать системную обусловленность многих проблем его клиентов.

В индивидуальной терапии есть представление о человеке как о независимой единице. По меткому выражению Николса и Шварца – «в том числе и от собственной семьи». Семейная терапия смотрит на семью в целом. Рассматриваются как члены семьи, так и отношения между ними. Одним из значимых вкладов в семейную терапию стал системный подход.

Системный взгляд подразумевает, что

1. Семья как система – больше, чем просто сумма её частей

2. При влиянии на семью в целом, происходит влияние на каждый элемент внутри неё

3. Изменение в одной части системы влияют на всю систему, а также на части, из которых она состоит.


К идее о том, что в семейной системе есть потребность в уравновешивании сил, Хеллингера подтолкнула книга Бузормени-Надя «Невидимые связи». (Boszormenyi-Nagy) Одним из основных понятий этой теории, является лояльность. Люди внутренне лояльны группе, которой они принадлежат. Существует также понятие семейной справедливости. Она соблюдается, если члены семьи соблюдают баланс – равновесие между тем, что получено и отдано. Баланс касается и отношений между родителями и детьми. Способ заплатить тут – трансгенерационный, все то, что мы получаем от наших родителей, мы передаем дальше, своим детям. В концепции Бузормени-Надя есть и понятие парентификации. Это ситуация, в которой дети становятся «родителями» для своих родителей. В своем роде это переворачивание базовых ценностей.

Хеллингер расширил предположение Бузормени-Надя об уравновешивании в семье. В результате он пришёл к выводу об уравновешивании не только на инстинктивном уровне, но и на уровне «порядков любви».

К первопроходцам расстановок можно отнести и метод «семейной скульптуры» Вирджинии Сатир. Свагито Р. Либермайстер указывает, что «для своего нового метода Хеллингер перенял и модифицировал некоторые элементы психодрамы, первоначально разработанные Якобом Морено, а также элементы семейной скульптуры Вирджинии Сатир». В этой технике терапевт предлагает клиентам сделать живой скульптурный портрет, расставив членов семьи в пространстве. Свагито Либермайстер пишет, что именно в группе Сатир был открыт феномен замещающего восприятия. Один из членов семьи не смог присутствовать на занятии. И его заменили посторонним человеком. Тогда и обнаружилось, что посторонний может испытывать чувства реального члена семьи.

Хеллингер не говорит о связях семейных системных расстановок с психодрамой. Однако, некоторые психодраматисты рассматривают его метод как разновидность психодрамы. В частности, на это указывает Елена Лопухина. «Это же во многом близкий к психодраме метод, фактически та же самая психодрама – немножко под другим соусом!» Действительно, по форме проведения классические расстановки и психодрама похожи. Но в расстановках движения заместителей – это процесс следования динамике системы. А в психодраме, все происходящие действия задаются самим клиентом за счёт того, что он по-очередно играет все роли в своей работе и показывает "помогающим ему участникам группы" как и что делать[6].

Феноменологическая часть подхода. Кратко эту часть можно описать как признание тех феноменов, которые есть, без предварительно анализа, концепций и оценок. Феноменологический подход развивал Эдмонд Гуссерль. Также его позже можно найти у таких учёных как Хайдеггер, Бисвангер, Роджерс, Ялом, Франкл и ряд других. Хеллингер полагается не на априорные схемы, а на контакт, встречу клиента с некой реальностью, проявляющейся в расстановке «здесь и сейчас».

«Я исхожу из того, что подлинное сосредоточение на происходящих во время расстановки событиях позволяет каждому участнику самому делать все необходимое, поскольку «неаприорная работа» всегда обладает неоспоримой убедительностью истинной реальности».

Также на становление данного метода консультирования повлияли работы известного психотерапевта Милтона Эриксона. Под влиянием его идей, Хеллингер стал использовать такую форму работы как терапевтические метафоры. Это некие рассказы, которые терапевт может использовать, когда нужно разрядить обстановку или привлечь внимание клиента к какой-нибудь детали. На практику семейной системной расстановки также повлиял и Фрэнк Фарелли. Он использовал провокативную терапию. В соответствии с ней терапевту приходится идти «до самых границ, до экстремальной точки». Эти идеи иногда используются в данном методе консультирования.
Поделиться: 
Натальлья
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4852
Зарегистрирован: 16 июн 2012, 23:53
Откуда: Москва,
Проживание: Москва
Пройдено ступеней: 10
Дата прохождения 1 ступени: 0- 0-2011
имя и дата рождения особого ребенка: -
ссылки на веб-страницы ВКонтакте и Facebook или Одноклассниках: ---------------------------------------------------------

Re: Метод расстановок Берта Хеллингера

Сообщение МАМА ОЛЕГА » 02 сен 2012, 16:36

Первую расстановку я делала по своему ребенку.Когда прочитала об этом методе.я так "загорелась" желанием побольше узнать про это и попробовать ЭТО!!!!-я стала звонить и расспрашивать людей,которые видели расстановки,штудировать интернет.Не поверите,К вечеру меня стало потихоньку колотить.Я ничего понять не могла.Дальше-больше.Стал бить озноб.Мерю температуру-под 40! Тело все болит,голова как скороварка,а главное,такого ощущения холода я не испытывала.Такое чувство,что холод идет изнутри.Пришлось залезть в очень горячую ванну.Я не могла отогреться часа полтора.Наутро ,как ни в чем не бывало! Звоню психотерапевту,рассказываю о вчерашнем состоянии(меня не покидало чувство,что это не просто так)И она отвечает,что да,не просто так и очень даже хорошо-это означает,что действительно расстановка нужна. Вторую расс-ку делала себе (хотела на чувство вины),но в процессе запроса вышла "ответственность за свою жизнь". Прошло уже месяцев 10......в чувство вины сидит червяком и жиреет....Может запрос так прямо и ставить?
Поделиться: 
Аватара пользователя
МАМА ОЛЕГА
Житель
Житель
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 06 авг 2012, 23:57
Откуда: Новочеркасск
Проживание: Новочеркасск
Допсеминары: 1
имя и дата рождения особого ребенка: Сингеров Олег

Re: Метод расстановок Берта Хеллингера

Сообщение Натальлья » 02 сен 2012, 17:56

МАМА ОЛЕГА писал(а):....в чувство вины сидит червяком и жиреет....Может запрос так прямо и ставить?

Да, так ПРЯМО и ставить нужно!!! именно, что хотела бы ИЗБАВИТЬСЯ от чувства вины перед ....!
Поделиться: 
Натальлья
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4852
Зарегистрирован: 16 июн 2012, 23:53
Откуда: Москва,
Проживание: Москва
Пройдено ступеней: 10
Дата прохождения 1 ступени: 0- 0-2011
имя и дата рождения особого ребенка: -
ссылки на веб-страницы ВКонтакте и Facebook или Одноклассниках: ---------------------------------------------------------

Re: Метод расстановок Берта Хеллингера

Сообщение МАМА ОЛЕГА » 06 сен 2012, 11:57

Скажите,а после первой ступени можно сделать расстановку,там,у вас? и сколько стоит?
Поделиться: 
Аватара пользователя
МАМА ОЛЕГА
Житель
Житель
 
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 06 авг 2012, 23:57
Откуда: Новочеркасск
Проживание: Новочеркасск
Допсеминары: 1
имя и дата рождения особого ребенка: Сингеров Олег

Re: Метод расстановок Берта Хеллингера

Сообщение Натальлья » 06 сен 2012, 18:07

Конечно можно, Ань, в понедельник расстановки с 19.00, запишись! а то народу всегда много, а про цену ... у администратора узнать можно :co_ol:
Поделиться: 
Натальлья
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4852
Зарегистрирован: 16 июн 2012, 23:53
Откуда: Москва,
Проживание: Москва
Пройдено ступеней: 10
Дата прохождения 1 ступени: 0- 0-2011
имя и дата рождения особого ребенка: -
ссылки на веб-страницы ВКонтакте и Facebook или Одноклассниках: ---------------------------------------------------------

Re: Метод расстановок Берта Хеллингера

Сообщение Laiminga » 03 дек 2012, 08:54

Ну вот, прочитала все, посмотрела.. Жуть, конечно, рыдания и стенания, почище, чем исповедь в церкви. М-да, на такое еще долго решаться надо.
Поделиться: 
Изображение
Аватара пользователя
Laiminga
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 1362
Зарегистрирован: 22 июн 2012, 15:36
Откуда: Нижний Новгород 89616395418
Проживание: Нижний Новгород
Пройдено ступеней: 10
Дата прохождения 1 ступени: 16.03.2012
Допсеминары: 10 + Биодинамика + Психосоматика
имя и дата рождения особого ребенка: Митя
диагноз: спастический тетрапарез, вывих тбс
сайт ребенка: https://vk.com/dimakobilin
ссылки на веб-страницы ВКонтакте и Facebook или Одноклассниках: https://vk.com/id175378403
https://ok.ru/?_erv=vwhxlyirbwpynedop
https://www.facebook.com/profile.php?id=100016902992171

Re: Метод расстановок Берта Хеллингера

Сообщение Татьяна Шестакова » 06 сен 2016, 11:45

Знала об этом методе понаслышке. Здесь всё наглядно. Насколько всё это тяжело переживается!!!
Интересно, необходима ли после сеанса ещё какая-то самостоятельная работа человека или дальше просто идут спонтанные следствия расстановок?
Поделиться: 
Аватара пользователя
Татьяна Шестакова
Житель
Житель
 
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 21 июл 2016, 23:32
Откуда: Волгоград
Проживание: Волгоград
Пройдено ступеней: 1
Дата прохождения 1 ступени: 13.10.2016
имя и дата рождения особого ребенка: Катерина 13.12.91
диагноз: Патологический шейный кифоз
ссылки на веб-страницы ВКонтакте и Facebook или Одноклассниках: https://vk.com/id171254975

Re: Метод расстановок Берта Хеллингера

Сообщение Натальлья » 06 сен 2016, 13:54

Самостоятельная работа человека ОБЯЗАТЕЛЬНО нужна! Как без этого?
Но, к сожалению, многие считаю, что после расстановок все само собой изменится, потому и перестала Надежда Леонидовна сама проводить расстановки в Центре.
Поделиться: 
Натальлья
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4852
Зарегистрирован: 16 июн 2012, 23:53
Откуда: Москва,
Проживание: Москва
Пройдено ступеней: 10
Дата прохождения 1 ступени: 0- 0-2011
имя и дата рождения особого ребенка: -
ссылки на веб-страницы ВКонтакте и Facebook или Одноклассниках: ---------------------------------------------------------

Re: Метод расстановок Берта Хеллингера

Сообщение Натальлья » 06 сен 2016, 13:56

Умничка- Наталья писал(а): в понедельник расстановки с 19.00, запишись! а то народу всегда много, а про цену ... у администратора узнать можно :co_ol:

Уже не проводятся в Центре расстановки
Поделиться: 
Натальлья
Старожил
Старожил
 
Сообщения: 4852
Зарегистрирован: 16 июн 2012, 23:53
Откуда: Москва,
Проживание: Москва
Пройдено ступеней: 10
Дата прохождения 1 ступени: 0- 0-2011
имя и дата рождения особого ребенка: -
ссылки на веб-страницы ВКонтакте и Facebook или Одноклассниках: ---------------------------------------------------------


Вернуться в Метод расстановок Берта Хеллингера и метод САМ в Центре

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Яндекс.Метрика

Информация

Наша команда • Часовой пояс: UTC + 3 часа